Необходимость обслуживания нового автомобиля в сервисе официального дилера не вызывает возражения обычно только в гарантийный период. Все верно, современные автомобили сложны, дороги, и одновременно не отличаются высокой надежностью: случись что с двигателем или коробкой (наиболее ценными агрегатами), в этом случае есть вероятность устранить проблему по гарантии, то есть бесплатно. Причем некоторые производители сейчас практикуют удлиненные сроки гарантии, до трех и даже пяти лет, а в рамках специальных сервисных программ и более.
  Но гарантия проходит, и в мыслях об экономии невольно возникает вопрос – а нужно ли для проведения планового ТО и дальше привязываться к дилерскому сервису? С его весьма «конкретными» расценками, обусловленными техническим регламентом, оригинальными расходниками и нормо-часами? И даже в период гарантии, особенно в случае как раз удлиненной, по части проведения стандартных операций (та же замена колодок) официальные услуги могут показаться неоправданно дорогими. Как поступать? Сегодня однозначно не ответить. С одной стороны, современные независимые СТО продвинулись гораздо дальше, чем специализация на праворульном second-hand, а с другой – официалы, хотя и не все, для послегарантийных клиентов тоже предусматривают определенную лояльность. Номенклатура расходных материалов и запчастей сегодня тоже достаточна развита. Попробуем определить плюсы и минусы и сделать какие-то выводы.

ОСОБЕННОСТИ ОФИЦИАЛЬНОГО СЕРВИСА.  

  Плановое обслуживание у официального дилера (ОД) предполагает следование правилам технического регламента: исходя из пробега и периодичности технического обслуживания (ТО), сервисная служба обязана проверять, регулировать и менять все, что предписывает автопроизводитель для соблюдения эксплуатационных норм и обеспечения заданного ресурса. То есть автомобиль как бы всегда под контролем и на полном фирменном обеспечении, что минимизирует возможность отказов техники и внеплановых ремонтов. У ОД персонал обучен и подготовлен для работы с конкретной маркой, есть необходимый инструмент и оборудование, а для планового ТО всегда в ассортименте оригинальные расходные компоненты – не надо ничего искать и ждать. На оригинальные материалы и работу дается достаточно длительная гарантия – до года и более. Полный спектр технических услуг – от компьютерной диагностики до кузовного ремонта, а также максимальный выбор фирменных аксессуаров – также из преимуществ полноценного дилерского сервиса. Но за все удобства надо платить, а нередко и ждать – очереди на ТО могут растягиваться до двух недель.
  Официальное ТО для автомобилей разных марок, но одного класса и схожей ценовой группы, отличается периодичностью.Скажем, одни практикуют межсервисный пробег 10000, другие 15000 км. Почему? Ведь каждое ТО – это такие ключевые работы, как замена моторного масла и фильтров, что существенно сказывается на итоговой стоимости обслуживания. Притом вряд ли сейчас работает фактор, мол, наши машины настолько надежны и неприхотливы, что способны запросто выдерживать удлиненные интервалы обслуживания. По большому счету, конструктивный уровень современных автомобилей одного класса и качество компонентов примерно одинаковы, да и наши пресловутые «тяжелые условия» уравнивают всех.
  Очевидно, все дело в маркетинговой целесообразности: чем реже клиент заезжает на ТО, тем привлекательней для него условия покупки автомобиля. На руку всем и появление таких «долгоиграющих» технологий, как платиновые или иридиевые свечи зажигания, цепной привод ГРМ, «многолетний» антифриз, «необслуживаемые» коробки, упрощенная схема подвески и прочая специфика. Получается, на гарантийный период, даже удлиненный, автокомпании подстраховались как надо.
  В последние годы очевидна тенденция автопроизводителей к «локализации» техобслуживания, то есть стремление «закрепить» свои автомобили к фирменным СТО (ведь это хорошие дополнительные заработки!). Отсюда ограничения доступа к своим сервисным программам и «замороченная» конструкция автомобилей с доступом к узлам при помощи специнструмента. И все же операции по замене масел, техжидкостей, фильтров, свечей зажигания или даже приводных ремней в большинстве случаев пока еще не требуют эксклюзивных знаний и оборудования. Да и сами расходные материалы по доступности не из разряда секретных – сегодня их можно самостоятельно «выписать» и через Интернет. Другое дело, конъюнктура с их наличным предложением: у дилеров они есть или можно заказать в любом случае, а на свободном рынке еще надо поискать.
  Специфику российской эксплуатации официалы понимают, и ради сохранения клиентуры в условиях конкуренции меняют правила игры. Например, существует такое понятие, как «масляный сервис», когда у дилера можно просто поменять масло с фильтром без всяких дополнительных условий, и обойдется это практически в ту же цену, что и в обычных СТО.    В ряде случаев, если доверяете качеству сервиса, можно просто подъехать со «своим маслом» и сделать замену. Более того, в дилерских центрах сейчас в порядке вещей внедрять специальные сервисные программы, в том числе для постгарантийных автомобилей. Например, устанавливать скидки на работу, то есть по меньшим расценкам нормо-часа, скажем, не 1600 рублей, а 1200. Эффект не сильный, но все-таки привлекательный. Уже не редкость встретить у ОД для постгарантийных клиентов на выбор предложение оригинальных и альтернативных расходников (так называемых эконом-класса), хотя огромной разницы в цене не будет – например, колодки оригинал 4000 рублей, а эконом-класса 3000 рублей. Также у ОД случаются акции со скидками на оригинальные материалы.
  Дилеры особо не стимулируют «постгарантийных» клиентов, разве что печатями в сервисной книжке, что может поднять ликвидность машины при ее перепродаже. Правда, некоторые элитарные бренды практикуют особое расположение к преданным клиентам. Например, если человек всегда обслуживался официально и это подтверждается, то серьезные поломки (вплоть до замены угробленного двигателя или коробки) компания большей частью (до 70%) оплатит независимо от их причины. Впрочем, в сложных случаях жест доброй воли могут позволить себе и вполне демократичные бренды – иногда это зависит от личных отношений, и от того, насколько дилер дорожит репутацией бренда и «важностью» клиента.
  
ОСОБЕННОСТИ АЛЬТЕРНАТИВНОГО СЕРВИСА.  

  Когда дилер на просьбу поменять обычный аккумулятор на 60 ампер говорит вам «без проблем» и называет цену в 7–8 тысяч рублей (в два раза выше, чем это можно сделать на свободном рынке), здравый смысл, конечно, не позволяет на такое согласиться. Или когда у дилера оригинальные колодки стоят 4000 рублей, а качественные альтернативные можно приобрести за 2000 рублей, и когда работа по замене в обычном СТО в два раза дешевле, есть смысл выбрать второй вариант. Замена колодок, ступичных подшипников, амортизаторов – многие, казалось бы, стандартные операции в сервисе ОД могут вызвать недоумение по поводу цены. В таких случаях, собственно, приходится обращаться «на сторону», где и расценки за работу демократичные, и запчасти можно «достать» дешевле, особенно если воспользоваться услугами интернет-магазинов.
  Превосходство категории запчастей Original над Aftermarket из разряда мифов, но последние предполагают выбор. Рынок автокомпонентов делится на две категории – Original (OEM) и Aftermarket (IAM). Оригинальные поставляются на сборочные конвейеры и в дилерские СТО, а детали категории Aftermarket на «вторичный» рынок. Зачастую те и другие выпускаются одним производителем (у некоторых эти доли на рынке почти равны), и по качеству, в принципе, отличаться не должны. В зависимости от конъюнктуры рынка цены могут особо не различаться, быть ниже на Aftermarket, или наоборот. В целях оптимизации расходов автокомпании могут не предъявлять к каким-то комплектующим завышенных требований. В то же время на «свободный» рынок производители компонентов готовы предложить продукцию более высоких параметров, ведь никто не откажется продвигать свои передовые технологии и ноу-хау. И конечно, многое зависит от пресловутых торговых накруток.
  Тем не менее, Original нам наверняка гарантирует соответствие нормам и требованиям автокомпаний, но по «твердым» тарифам, а вот с категорией Aftermarket, как говорится, возможны варианты. Скажем, одна группа расходников (фильтры, тормозные колодки, элементы подвески и т. д.) выпускается ведущими европейскими брендами, а также группой азиатских производителей, включая самые недорогие компоненты из Китая или, например, Индонезии. Также в этом сегменте теперь участвуют и российские фирмы, которые активизировались с развитием автосборочных заводов внутри страны. Самые доступные альтернативные аналоги могут в два, три и более раз стоить дешевле оригинальных, разумеется, качество тоже «на выбор».
  Если пользоваться альтернативными расходниками наиболее дорогой группы, то на стоимости материалов особой экономии может не получиться. Особенно с учетом смазочных материалов: у дилеров рекомендованные масла и техжидкости, в том числе с фирменными допусками, могут быть даже дешевле, чем масла на независимых СТО, предлагающих качественные продукты премиум-брендов. Кстати, в случае масел со специфичными фирменными допусками (например, указывающих на высокие энергосберегающие свойства), в обычных сервисах таких может и не оказаться. В этом случае надо применять аналог, покупать масло у дилера или на свое усмотрение прибегать к «прочим» продуктам.
  При обращении в независимые СТО можно сэкономить на работе. В дилерских сервисах регламент стандартного ТО предполагает комплексный осмотр, рассчитывается в нормо-часах и выходит примерно от 2000 рублей. В универсальных СТО базовые операции по замене масла и фильтров по сумме выйдут в 2–3 раза меньше, да и «внеплановые» работы по замене подшипников, пыльников, амортизаторов, ремней и так далее выйдут дешевле. В целом же отказ от «оригинального» ТО в пользу альтернативного позволит потратиться в 1,5–3 раза меньше – все будет зависеть от предпочтений к производителям автокомпонентов. Однако должный ассортимент расходников в независимых СТО явление совсем не обязательное. Во всяком случае, для европейских автомобилей. И если на такие широко распространенные модели, как Ford Focus или Renault Logan, уже кое-что в наличии есть, то на других «европейцев» держать большой склад запчастей пока просто невыгодно. А где-то и вовсе сначала предложат заключить индивидуальный договор на долгосрочное обслуживание, чтобы уже на его основании персонально формировать ассортимент необходимых компонентов.

Если расходников в наличии нет, но таковые имеются на складах региональных поставщиков, то срок их доставки составит от 1 до 4 дней. Если нет, то придется подождать 2–3 недели. Столько же, кстати, требуется ждать доставку оригинальных расходников – альтернативные СТО по желанию клиентов с ними работают, но в основном именно на заказ. Причем поставки на заказ требуют предоплаты, обычно 70% от стоимости.
  

К особенностям могу отнести отсутствие очередей – записаться на ТО можно на завтра или даже в день звонка. Да и время проведения стандартных операций короче. У нас вообще меньше бюрократических звеньев, исключены лишние процедуры, отсюда и цена обслуживания получается примерно на 15–30% ниже, чем у дилеров. Мы лояльнее в своих требованиях: если возникает необходимость, машину клиент может оставить в сервисе до завтра, также при соблюдении определенных условий может присутствовать в сервисной зоне при обслуживании автомобиля. Мы не ограничены какими-то корпоративными стандартами в дополнительных услугах, сами определяем уровень комфорта для своих клиентов, то есть можем организовать большой магазин по типу супермаркета, кафе-бар ресторанного типа, детскую зону, в общем, все, что угодно.

  Нам, конечно, трудно равняться с дилерами по наличию расходных материалов и запчастей, потому что обслуживаем машины не одной, а нескольких марок. Но самая ходовая база поддерживается, если чего-то нет, оперативно можем доставить напрямую от региональных поставщиков, со всеми налажено прямое сотрудничество, часть из них сами быстро доставляют заказ.

   В любом случае, придерживаться официального сервиса будут автовладельцы, кто не особо стеснен в средствах и принципиально отдает предпочтение стандартам дилеров. И потом, сегодня ничего не мешает совмещать два дела – проходить регламентные ТО у ОД и обращаться туда в «тяжелых случаях», а какие-то стандартные операции подешевле делать в независимых СТО.

©2020 Все права защищены

Search

Яндекс.Метрика